Константин Грингут. Психолог, целитель, исследователь, поэт.

Статьи (25)

Уверенности и убеждения являются самыми неуловимыми, и при этом, самыми основополагающими восприятиями в нашей жизни. Они создают нашу реальность, они сами являются тем контекстом реальности, в котором возникают и переживаются все остальные восприятия. Что такое визуальное восприятие само по себе? Это просто совокупность пятен разной освещенности и частоты света на сетчатке. Что такое эмоция сама по себе? Просто изменение пульса, давления, напряжения некоторых мышц... Именно уверенности делают восприятие восприятием, именно они собирают мир из хаоса разнородных сигналов. Уверенность вообще - это восприятие связи между частями опыта. Эта связь может быть различной, как и опыт, который она связывает. Простейший вид связи, и соответствующий ей первый уровень уверенности - это различение фигуры-фона. Когда из беспорядочного потока ощущений выделяется объект, фиксируется вниманием, а все остальное, не относящееся к этому объекту, уходит в фон. Никакие другие связи невозможны, без выделения отдельных объектов. Этот процесс происходит постоянно, без него наш мир просто распался бы и перестал существовать. При этом мы обычно совершенно не замечаем эту постоянную работу нашей психики, не задумываемся о том, как она происходит. Структура наших уверенностей работает полностью автоматически, выделяя во всем знакомые объекты: это дерево, это квадрат, это музыка, это сладко, это боль... А что же с неизвестным? А его в…

Духовность

Среда, 20 февраля 2013 00:44 Автор
О духовности сейчас говорят все: от политических и религиозных деятелей, до домохозяек и чуть ли не гопников. Причем, все считают духовность чем-то очень важным, первоочередным, ценным. Но вот если задаться вопросом, что именно подразумевается под этим словом, то выходит конфуз. Определений нет, объяснений тоже нет. Кто-то приравнивает духовность к религиозности. Кто-то сводит ее к любой умственной или творческой деятельности. Но чаще все даже такого определения добиться невозможно. "Ну как, вы не понимаете?" - с наездом, подразумевающим, что вопрошающий, как минимум, безграмотный дикарь - самое вероятное, что можно услышать. Чуть позже я объясню причину подобной реакции, а сейчас хочу дать это самое определение духовности, разумеется, как я ее понимаю. Каждый человек в течение своей жизни хотя бы иногда испытывает состояния, выходящие за пределы обыденности. Эти состояния могут быть очень необычны и впечатляющи: переживание единства с миром, невыносимого блаженства, беспредельной силы и нерушимости например, а могут и не быть какими-то особенными: тихая радость, глубокое спокойствие, неподдельный интерес и любознательность, вспышка ясности в чем-то, предвкушение чего-то нового, чувство тайны, или красоты... Общее в этих состояниях то, что в них жизнь не воспринимается как обыденность. Любое из этих состояний дает жизни в этот момент качество насыщенности, истинности, реальности. Испытывание этих состояний, стремление к ним,…

Сказка о зле

Воскресенье, 27 января 2013 01:44 Автор
Есть суфийская притча о юноше, который влюбился в девушку, но не мог ее найти, потому что ничего не знал о ней. Он искал ее, где только мог, но тщетно. Все его мысли были о ней, и он совсем уже погрузился в депрессию. Однажды ночью он шел по городу, и вдруг на него напала стая огромных собак. Он бежал от них, но они не отставали. Что только он не делал, чтобы оторваться от преследования, но погоня продолжалась. Так он оказался в местах, где никогда не бывал раньше. И когда силы были на исходе, сделал последний рывок, перемахнув через какой-то забор. Звуки погони стихли. Он стоял посреди прекрасного сада, а перед ним стояла его возлюбленная. Я дополню эту историю продолжением. Наутро люди узнали, что в городе есть собаки, нападающие на людей. И с тех пор никто не выходит на улицы по ночам, а если выходят - то с ружьями и не одни. Так что город живет спокойно, вот только счастья на лицах в нем маловато. С чего бы это? Поверхностная трактовка этой притчи насколько проста, настолько и сомнительна: ведь мы прекрасно знаем из жизни, что далеко не всегда несчастья и потрясения приводят к счастью, чаще всего как раз наоборот. Поэтому я в…

Счастье и успех

Четверг, 24 января 2013 01:35 Автор
Сейчас много пишут и говорят об успехе. Настолько много, что тем, кто следит за темой, само это слово уже приелось. Поэтому все чаще в книгах, тренингах, курсах, нам предлагается уже не успех, а счастье. "Как стать счастливым?" - вот новая, пока еще не столь заезженная тема. Но действительно ли авторы, говорящие о счастье, могут предложить именно его? Давайте разберемся.  Что такое успех? Это достижение целей. Здесь все просто, и все тренинги достижения успеха предлагают в разных комбинациях и формах одно и то же: самомотивация, преодоление сопротивлений, позволение себе большего, визуализация результата... А что предлагается нам на тренингах по обретению счастья? Чаще всего, тоже самое. Так что, счастье и успех - одно и то же? Вероятно, в представлении многих так и есть. Это привычное нам всем представление о счастье: "Вот куплю квартиру - и буду счастлив", "Вот найду работу мечты...", "Вот встречу свою половинку...", "Вот выйду на пенсию..." Достигни успеха - и будешь счастлив. Вот лозунг большинства людей. Несчастных людей. Нет, конечно же, когда ты достигаешь своей цели - ты чувствуешь прилив радости, торжества, и это можно назвать счастьем. Вот только длится оно не долго, утекает, как песок сквозь пальцы. Не оттого ли мы все привыкли поэтически вздыхать о его, счастья,…

Красота человека

Среда, 23 января 2013 01:41 Автор
Люди учатся. Люди развиваются. Люди ходят на тренинги, посещают психотерапевтов, занимаются самосовершенствованием, личностным ростом, духовными практиками, постигают истины, обретают просветления, осваивают самые совершенные психологические системы, накапливают опыт и мудрость... Кого, исходя из этого, мы должны были бы видеть на улицах наших городов? Ладно, черт с ними, с улицами, но кого мы бы видели на тех же тренингах, сатсангах, клубах саморазвития и тд? Какие лица? Какие тела? Какое общение? И неужели то, что мы реально там, и тут, и везде, видим, соответствует нашим глубоким, внутренним представлениям о том, как может выглядеть Человек? Возможно, вы не понимаете, о чем я сейчас говорю. Тогда просто закройте этот текст: он не для вас. Если вам комфортно среди слащаво-позитивных тёть, или уныло-одухотворенных мужиков - то ок. Да, для кого-то и такие лица - в радость, потому что альтернатива им - гопота и злобные гоблины. Я посоветовал бы им сменить окружение хотя бы на лучшее из известного, но они все равно этого не сделают, раз не сделали до сих пор, так что ок. Сейчас я обращаюсь к тем, кто искал, кто испробовал, кажется, все, но до сих пор не понимает, почему даже с самыми вроде бы лучшими из людей, так часто становится тошно. А главное, почему…
При огромном многообразии психологических школ, направлений и методов, даже психологу не всегда просто в них разобраться и систематизировать, для обычного же человека все это напоминает хаос, сориентироваться в котором самостоятельно практически невозможно. Поэтому мне давно хотелось сделать простую и интуитивно понятную классификацию, указывающую на самые существенные отличия разных подходов, и объединяющую их в несколько крупных и легко различимых групп. Именно это я собираюсь сделать в данной статье. Первый подход, наиболее понятный современному, научно ориентированному человеку - это подход физиологический. Его суть вряд ли нуждается в подробном объяснении: она состоит в исследовании нервной системы, раскрытии физиологических механизмов психических реакций. В этом подходе для каждой психической функции ищется ее материальный субстрат: область мозга, группа клеток, рефлекторная дуга и так далее. Это самый научно строгий подход, непосредственно связанный с анатомией, физиологией, биохимией, медициной, и использующий те же методы, что и все естественные науки. Связь с другими науками, точные методы, абсолютная воспроизводимость экспериментов, делают физиологический метод очень авторитетным как в научном мире, так и среди обывателей. Тем не менее, у него есть свои ограничения. Первое ограничение заключается в том, что исследование мозговых структур обычно требует хирургического вмешательства, поэтому, большая часть опытов проводится на лабораторных крысах и других животных. И даже, если они проводятся на…
"Тот, кто контролирует эмоции - становится роботом". Так говорят очень многие, вот вчера опять встретил где-то такой коммент. Самое интересное, что несмотря на очевидную логическую бредовость этого высказывания (прекрасно разобранную, кажется, еще Н.И.Козловым лет 15 назад), множество людей, пытающихся "контролировать эмоции", действительно становятся очень похожими на роботов. Что же не так в их картине мира, что они получают такой результат? Попробую разобраться. Что вообще понимается под контролем? Полазив по тематическим обсуждениям, я понял, что под контролем понимается обычно подавление. И дело даже не только в том, что это почти всегда самообман, прекращение только внешних признаков эмоции. Просто, в картине мира среднего человека, если речь идет только о прекращении - то на месте прекращенной эмоции должна остаться пустота. Некое состояние "без эмоций". А что обычно остается у человека, когда у него, якобы, нет эмоций? Остается обычный рассуждающий ум, переполненный догмами, концепциями, "надо", "хорошо", "правильно"... А это и есть робот. Так значит, они правы, говоря, что контроль эмоций приводит к роботоподобности? Да, пока в моей картине мира нет ничего, кроме концептуального ума и механических эмоций - так оно и есть. Более того, пока это так - я остаюсь роботом, независимо от того, следую эмоциям, или их подавляю. И эмоциональные, и концептуальные реакции,…

Герои нашего времени

Понедельник, 19 марта 2012 01:30 Автор
Когда-то герои были почти богами. Они многого хотели, и готовы были платить за это соответствующую цену. Прометей похитил огонь. Моисей боролся за свободу своего народа. Арджуна сражался за царство и справедливость... Сейчас герои иные. Можно взять любой сюжет, от низкосортного боевика, до Толкиена или даже Кастанеды. Герой не хочет ничего, кроме простой, спокойной жизни. Неожиданно что-то происходит: либо его лишают такой возможности, либо он оказывается избранным и опять таки не имеет никакого выбора - приходится идти спасать мир. Может ли кто-нибудь вспомнить героя, который хочет чего-то достичь, изменить что-то в мире, и упорно идет к своей цели? Да, но это практически всегда герои отрицательные. Тот, кто хочет изменить установленный порядок, инстинктивно вызывает страх и отторжение у современного человека. Зато с тем, кто ничего не хочет, и только защищает свою возможность продолжать ничего не хотеть, мы очень легко отождествляемся. Ведь мы сами такие. Вот, что внушает нам вся современная героика: ты можешь быть кем угодно, каким угодно, ты можешь ничего не хотеть и ничего не делать, и однажды судьба придет за тобой, назовет избранным и укажет путь к великим свершениям, а заодно позаботится о том, чтобы ты не облажался. Но век уже как будто на исходе,И скоро без сомнения пройдет, А…

Люди не меняются

Понедельник, 02 мая 2011 01:28 Автор
Люди не меняются. Все восприятия, все изменения имеют причину. Если я захотел что-то изменить в жизни - значит причина возникновения этого желания уже была во мне. Это не изменение, это продолжение когда-то начавшегося процесса. Если у меня сейчас появилась мысль - то это потому, что ей предшествовала цепочка других восприятий, без которых ее бы не было. У этой цепочки нет начала, потому что как далеко не уходи по ней в прошлое - у любого восприятия есть причины в еще более далеком прошлом. А значит жизнь - это разворачивание программы, которую в принципе можно было бы просчитать до мелочей еще до ее начала (некоторые называют это кармой или обусловленностью). Когда я думаю, что меняю свою жизнь - я просто следую той же программе. Я ничего не могу изменить. Потому что я целиком состою из прошлого и любые мои действия - результат прошлых восприятий. Что же я могу? Ничего. Если что-то может изменить меня - то это что-то по определению не является мной. Когда я говорю, что я устраняю негативные эмоции, или порождаю озаренные восприятия - это, строго говоря, не так. Не я порождаю озаренные восприятия, которых до этого не было, а они приходят и заменяют собой то, что было мной. Это…

Влюбленность

Воскресенье, 31 октября 2010 01:25 Автор
Мне не нравится называть влюбленностью всю ту смесь, которую ей обычно называют. Я называю влюбленностью то сладкое чувство, которое вдруг загорается в груди в ответ на что-то симпатичное или красивое, или вообще непонятно почему, и освещает золотым сиянием все, чего касается, делает каждое мгновение, прожитое в нем, наполненным и очень ценным, заставляет широко распахнуть глаза, и впитывать, сохранять в себе каждую деталь, глазами, носом, кожей... Легкое головокружение, как при потере ориентации в пространстве, как в невесомости. Желание коснуться, обнять, прижаться, раствориться, растаять как кусок сахара в чае, или как легкое едва появившееся облачко в пронзительно голубом небе... Я не называю влюбленностью привязанность, ревность, фанатичную зацикленность, желание обустройства совместного быта, и прочие сопровождающие ее вещи. Все эти вещи - сами по себе. Они даже не являются исключительным атрибутом именно влюбленности. Они возникают всегда, когда мы испытываем что-то очень привлекательное, но пришедшее не за счет наших усилий, а как бы извне, вместе с каким-либо объектом. И тогда, кто-то привязывается к девушке или парню, кто-то становится фанатом идеи, или футбольного клуба, или еще чего-нибудь. Во всех этих случаях есть все то же: и ревность, и страх потери (идея конечно не может уйти, а вот ее носители - могут и выгнать, из сообщества например),…
Страница 2 из 3