Константин Грингут. Психолог, целитель, исследователь, поэт.

Статьи (25)

Игра в бирюльки

Четверг, 10 декабря 2009 01:13 Автор
Играть в бирюльки - это просто. В самом простом современном варианте для этого требуется коробочка со скрепками. Высыпаем их на стол компактной кучкой. Берем крючок (например, вязальный, или сделанный из такой же скрепки) и стараемся разобрать нашу кучку строго по одной скрепке, так, чтобы все остальные остались абсолютно неподвижны. Вот, собственно, и все. К чему это я? а к тому, что эта старинная игра, ставшая в русском языке синонимом пустого, бессмысленного занятия, по-моему, несет в себе глубокий психологический, а то и философский смысл. и он не только в развитии терпения, внимательности, тактического мышления и мелкой моторики, хотя все это, конечно, есть. Процесс расчистки стола от нагромождения мелких предметов - очень точная метафора любых изменений в нашей картине мира, или личности (что по сути, одно и то же). Личность представляет из себя как раз такую свалку, беспорядочную, но хорошо защищенную. Как только мы пытаемся переделать "себя" - то очень быстро натыкаемся на мощнейшие психологические защиты и сопротивления, преодолеть которые не удается почти никому. Между тем, изменения все-таки происходят. и происходят они, как правило, незаметно. А все потому, что когда мы пытаемся что-то изменить - мы хотим сразу получить результат, поменять и тут, и там, и в общем, соорудить из нашей кучки…

Естественность

Вторник, 17 ноября 2009 01:21 Автор
"Это же неестественно!" - едва ли не самое распространенное возражение против всего нового, особенно, если это затрагивает психологию и поведение человека. Что же означает "естественность"? Каждый, наверное, согласится, что для рыбы естественно жить в воде и дышать жабрами. Поэтому, когда первые палеозойские кистеперые рыбы выползали на сушу и пытались дышать атмосферным воздухом - это было страшно неестественно для них. Нам неизвестно, сколько тысяч или миллионов из них погибло при этом, но те, что выжили, дали начало всем наземным позвоночным, включая нас. Для наших более поздних, обезьяноподобных предков было естественно ходить на четырех конечностях. Насколько неестественно было для них прямохождение, можно судить хотя бы потому, что за миллионы лет мы до сих пор к нему не приспособились. Многие наши болезни и проблемы, от тяжелых родов, до многих болезней кровеносной системы, связаны с прямохождением. И все же, то, что мы приобрели взамен - стоит такой цены, не правда ли? Как же относиться к тому, что неестественно для нас сейчас? Как к возможности, о которой мы пока мало знаем. Одни изменения могут не дать нам ничего, или даже привести к гибели. Другие - дать начало новому витку эволюции. Эволюция - не просто выживание: простые формы жизни более живучи, чем сложные. Это поиск новых…

Условия получения опыта

Четверг, 30 апреля 2009 01:09 Автор
Hеpешительность в следовании своим влечениям - в этом пpичина того, что опыт pастягивается на сpок, слишком долгий для человеческой жизни.Бодхи. Чтобы вырваться из сети разрывающих в разные стороны желаний, необходимо их исчерпать, завершить текущие и прошлые ситуации, получить из них опыт и налегке пойти дальше. Это достаточно очевидное предположение. Путаница начинается при попытке понять, в каком случае мы получаем опыт, а в каком - просто убиваем свое время. Действительно, посмотрев вокруг, можно увидеть множество примеров того, как люди многие годы реализуют одни и те же желания, не получая никакого опыта. Чем отличаются ситуации получения опыта от ситуаций, когда опыт не получается? Многие говорят об осознанности, но это термин довольно расплывчатый, и он ничего не говорит о том, что конкретно делать. Здесь я попытаюсь расшифровать это до простых действий и критериев, обеспечивающих получение опыта. Вот мои предположения, которые пока что подтверждаются. 1) Чтобы получить опыт реализации желания, нужно реализовать именно эти желания, точно как они есть, различать образ желаемого во всех подробностях, и точно формулировать желание в соответствии с ним. Например, я хочу автомобиль. При этом вижу себя за рулем BMW, несущимся по автобану со скоростью 200 км/ч. Я различаю это желание и ставлю цель: купить автомобиль. Но у меня не…
Есть два типа людей, приходящих на духовные пути (как и людей вообще, просто на духовных путях это проявляется гораздо более выпукло). Различие между ними, хотя и не всем и не всегда заметно, но настолько существенно, что иногда мне кажется странным называть тех и других одним словом - "человек". Первых я могу назвать "решающие проблемы", вторых - "услышавшие зов". Первые приходят на духовный путь для решения самых разных задач: избавиться от страданий, стать счастливым, спасти свою душу, достичь сверхспособностей, победить смерть, спастись от одиночества... Вторые тоже могут иметь такие мотивации, и все же, это не главная причина для них, а главную они далеко не всегда могут вразумительно объяснить. Говоря образно, их просто тянет, неодолимо тянет невидимая точка за горизонтом. Первые могут быть целеустремленны и дисциплинированны, и за счет этого многого достигать. Ведь достижение - это смысл их жизни. Вторые часто бывают ленивы и легко забивают на все свои цели. Фактически, они способны действовать только тогда, когда слышат зов, когда их тянет та самая "точка за горизонтом", все остальное для них - лишь игра и не имеет всерьез важности. Отменные распиздяи, они могут по 30 лет лежать на печи, подобно сказочному богатырю, но если зов пришел - их не остановить ничем. До…
Статья 2005 года для одной научной конференции. Бог и Непознаваемое сквозь традиции и за их пределами(Размышления психолога о путях постижения НЕИЗВЕСТНОГО СОВЕРШЕННОГО) Когда-то человеку просто было ориентироваться в духовном мире: он рождался в определенной традиции, которая давала ему все объяснения и все правила, и их нужно было просто усвоить и применять. Теперь другие времена. Человек живет в огромном информационном потоке, в котором, кроме всего прочего, на него обрушивается информация и о самых разнообразных духовных путях, школах, религиях и сектах, подчас не просто отличающихся, но явно противоречащих друг другу как в формах и практиках, так и в философско-идеологических принципах. Сложнее стал и сам человек: он не хочет удовлетворяться первым попавшимся ответом, стремится найти то, что более правильно, или более близко ему. И когда ищущий, мыслящий человек пытается разобраться во всем этом многообразии, очень скоро перед ним встает сложный вопрос: а что же такое духовность сама по себе, что объединяет все эти разрозненные учения, заставляя их все считать духовными? И если они действительно все ищут что-то одно, то почему столь различны их пути? И если ищущий честен, то для него не будут ответом фанатичные утверждения приверженцев тех или иных путей, что один путь истинен, а остальные ложны. Не удовлетворят его и поэтические…
Страница 3 из 3