Константин Грингут. Психолог, целитель, исследователь, поэт.

Константин Грингут

Константин Грингут

Психолог, поэт, исследователь, автор этого сайта.

Четверг, 25 января 2018 21:52

Если цветок тщательно поливать, но не давать света - то дополнительный полив не даст ему ничего, а вот даже лучик света сразу оживит. Если света и полива достаточно, но в почве не хватает минералов - поможет удобрение. Всегда быстро помогает то, чего не хватает, и бесполезно давать то, что уже есть.

К чему это я? А вот к чему.

Если ко мне приходит человек, и жалуется на недостаток силы воли: и так ее развивал, и эдак, а все равно не хватает - буду ли я ему помогать в том, чтобы развить силу воли? Нет, это как поливать цветок, который и так уже залили. Я буду искать то, чего ему в самом деле не хватает.

Тому, кто жалуется на лень и хочет больше успевать - нужно на самом деле научиться расслабляться.

Тому, кто хочет стать добрее - нужно научиться говорить "Нет".

Тому, кто хочет избавиться от эгоизма - нужно научиться заботиться о себе.

Тому, кто все время старается построить отношения - научиться быть одному.

А тому, кто хочет радоваться одиночеству - учиться общаться.

Тому, кто увяз в обычных человеческих проблемах, я часто предложу посмотреть в сторону духовности и трансперсонального.

Но тому, кто говорит о высоком, годами практикует и то, и се - я скорее предложу посмотреть под ноги. Он уже сделал в духовном все, что мог, теперь ему нужны другие ресурсы.

Четверг, 18 января 2018 21:47

Когда мы сталкиваемся с чьими-то неадекватными или агрессивными действиями - то часто склонны их оправдывать: мол, наверное у человека что-то случилось, тяжелый день, сложные процессы...

А с чего мы взяли, что когда человеку трудно - он неизбежно должен становиться скотиной?

Я думаю, и наблюдения это подтверждают, что стрессовые ситуации обнажают наши глубинные ценности. Внутренне добрый человек тогда проявляет свою доброту и великодушие, даже если в обычной жизни прикрывал их напускным цинизмом.

А внутренне злой - позволяет себе выплеснуть по полной программе свою злобу, сбросив внешний лоск воспитанности и благообразия.

Хочу подчеркнуть, что речь здесь не о поиске виноватых, и не о допустимости отвечать агрессией на агрессию (наоборот, тот, кто способен защитить свои границы - чаще всего добр и великодушен). Речь об убеждении: "Человек, которому плохо, неизбежно гадит другим".

Если я склонен оправдывать таким образом других - то, естественно, я точно так же оправдаю и себя: "Мне сейчас хреново, так что получайте все!"

Четверг, 18 января 2018 06:02

- Хочется делать свое.
- А что тебе важно, Кость? Чтобы что на планете было?
- Искренность.
- Зачем?
- Чтобы люди жили из своей сути. Из своего сердца. А не из ролей и масок
- И тогда что?
- Тогда будет хорошо))) Нет. Это не для чего-то. Это само по себе. Просто. Естественно.
Именно так можно обрести радость, покой, счастье. В процессе. Жизни. Через естественность. Через свое естество.
- И ты хочешь показать и рассказать людям об этом?
- Да. Показать людям что это возможно. И как это возможно. И найти и показать им где в них самих этот ресурс. Который позволяет так жить.

Понедельник, 15 января 2018 21:41

Был на просмотре документального фильма "Кумаре". Сильное впечатление. Почти весь фильм со слезами на глазах, и периодически не удерживался от возгласов, как и многие в зале.

Викрам, американский режиссер индийского происхождения, с детства воспитывался родителями в индуистской традиции, да так, что получил отвращение к ней. С другой стороны, он помнил тот покой, который испытывал вместе с бабушкой во время ее медитаций. Хорошее начало, чтобы не забывать об этой теме, не правда ли?

И вот он общается с разными гуру, в Америке, в Индии, и видит лишь лживых мошенников, жертв представлений о собственном величии. Так рождается идея смелого эксперимента: что если ему самому стать таким гуру, и тем самым доказать, что они не отличаются ничем от обычных людей? "Если я смогу - каждый сможет".

Он едет в город, где его не знают, и становится Шри Кумаре, несущим учение, названное им "Зеркало". Не буду описывать всех перипетий. Мы видим людей, с которыми он общается, которые приходят к нему за практикой, за поддержкой, за откровением. Мы слышим, что они думают о нем, и как меняется его собственное отношение.

Эксперимент оказался удачным. После разоблачения 10 из 14 учеников поняли его и продолжили с ним общаться (две трети - Кришнамурти бы обзавидовался!)

И вот что я хочу сказать. Ведь он правда стал Гуру! Его ученики правда изменили к лучшему свои жизни, и продолжили развиваться уже без него. Как ему это удалось? Неужели за счет придуманных им на ходу техник и практик?

Я думаю, тут есть две стороны. Во-первых он сам был честен. При том, что он скрывал свое настоящее происхождение и жизнь за пределами эксперимента, его чувства к встречавшимся ему людям были искренними. Как и его поиск правды. Не эту ли искренность видели в нем как сияние и святость? Не ее ли видим мы и во всех настоящих Мастерах?

А во-вторых, то, что он описал в своем "учении", оказалось правдой. Людям нужен гуру - в качестве зеркала. Нужен тот, на кого можно спроецировать свою сущность, свою божественность, свое знание - пока нет готовности принять их в себе.

Так помогают любые учителя. Даже мошенники. Не важно, что они делают и что говорят, их работа - быть зеркалом чьей-то божественности. Только ложные гуру не делают следующего шага - не возвращают отражение его хозяину. Поддерживают иллюзию, что реально - отражение, а не то, что в нем отражено.

Викрам-Кумаре вернул отражения своим ученикам. По крайней мере, постарался сделать для этого всё. И поэтому он - истинный гуру. Куда более истинный, чем те, кто сами верят в свое просветление.

Суббота, 13 января 2018 21:39

В ближайший вторник, 16 января, мы вновь собираем нашу группу правды.

Что это вообще такое - группа правды? Это не терапевтическая группа, хотя и очень похоже. Настолько похоже, что разницы можно не увидеть. Круг, шеринги, работа с запросами, правила безопасности... Все как обычно.

Почему же я не считаю ее терапевтической группой? Потому что, из каких бы гуманистических моделей мы ни исходили - терапия все равно подразумевает исправление некоторых отклонений, решение проблем, приведение к условной норме. Даже если это индивидуальная норма, удовлетворяющая клиента, его личная, развивающая цель - само слово "терапия" подразумевает, что с человеком что-то не так, и с этим нужно что-то делать.

На группе правды у нас другие цели. Да, мы работаем с запросами, и эти запросы вполне могут быть проблемами для участников. Мы даже работаем с травмами. Мы можем это, так как владеем соответствующими терапевтическими методиками, и делаем это весьма успешно, когда есть необходимость. Но не это является целью группы.

А что же является ее целью? Мы исходим из картины мира, в которой с каждым человеком все в порядке. Он живет свою жизнь, которая оптимальна для него сейчас. У него есть все ресурсы, чтобы отвечать за свою жизнь, быть хозяином, мастером своей жизни. Но мастерство жизни - это действительно мастерство. И как в любом искусстве - в нем можно совершенствоваться бесконечно. В этом мы и видим свою цель.

Группа правды - это не отдельное, изолированное "безопасное" пространство, в котором мы готовимся к жизни. Это - часть самой жизни, выделенная для самопознания, для практики искренности, честности, открытого общения. Не важно, выносим ли мы на группу свои запросы, или участвуем в обсуждении запросов других участников - сам факт активного присутствия в этом пространстве меняет нас, помогает все в большей степени соединяться с собой, своими чувствами и желаниями, своими ценностями, своей миссией. Своей правдой.

Расчищать и освобождать тот источник, что заложен в каждом из нас, и в каждом - уникален и неповторим. И через это становиться все в большей степени мастером и творцом.

Воскресенье, 31 декабря 2017 21:32

Как бы положено сейчас итоги года подводить, да? Попробую.

Итак, 2017 год у меня - это:
- 5 семинаров "Исцеление любовью"
- 3 тантры (еще одна была в прошлом году)
- 1 красная ступень "Фундамента Духа" (дальше пока не пошло, зреет)
- 5 массажных джемов
- 1 "Беседы с тишиной"
- 12 (если не ошибаюсь) встреч группы правды
- 7 Поэтических мистерий
- 10 индивидуальных клиентов на интегральную телесно-психологическую работу
- 1 выступление на конференции
- 4 ступени обучения БФМ и полученный сертификат базового курса
- 2 поездки в Израиль: одна разведывательная, и одна - с двухдневным семинаром
- 1 ступень базового иврита
- 1 вступление в законный брак
- переход на 1/2 ставки в офисном рабстве
- 1 рассказ
- 1 стихотворение
- количество прекрасных людей, с которыми познакомился, не поддается подсчету, да и кощунственно это как-то.

Вот такой официальный отчет.

А если неофициально... С чем я подошел к завершению года? Я вспомнил свою старинную мечту, о которой много лет стеснялся даже думать. Мечту о духовной семье, сообществе близких людей, в котором возможна максимальная открытость и искренность.

Я знаю, я видел своими глазами не один раз, как попытки создать такое сообщество превращались в секту, с навязываемыми ценностями, с фальшивой, общей на всех "близостью", с подковёрной борьбой за статусы и показухой, с нетерпимостью к инакомыслию... Знаю. Так работают законы социальной психологии. Какие есть основания полагать, что у меня получится иначе? Никаких. Кроме, разве что, моего сильного желания, чтобы было иначе. Чтобы была свобода, естественность, честность, ценность индивидуальности и творчества, не ограниченного общими рамками.

С какой-то стороны это желание идет из моей собственной травмы: одиночества, отвержения. Я вижу, когда включается эта травма. Раньше, в молодости, я страдал от нее почти все время. Теперь она просыпается раз в несколько лет. Вот и сейчас проснулась, когда я позволил себе задуматься о том, чтобы пригласить людей, которых ощущаю как близких, на новогоднюю ночь. А что, можно, да?? В самый семейный и домашний праздник - кто из них захочет прийти ко мне?

Мне стало так страшно, что я примерно сутки не решался никому написать. С одной стороны, страшно, что откажутся, страшно оказаться лицом к лицу с фактом, что им что-то другое важнее меня (и может быть, многое, и намного важнее). А с другой, еще страшнее, что согласятся, и тогда я уже при встрече могу столкнуться с тем, что мое ощущение близости - не более, чем моя фантазия, существующая, пока я контактирую с ними издалека.

Я все-таки написал нескольким людям. Кому - Ира подсказала, в своей травме я не мог даже вспомнить никого (кстати, кого забыл, но кто хотел бы быть в этом списке - напомните о себе, мне важно, даже если вы и не собираетесь приходить!). Кто-то отказался по разным причинам, кто-то заинтересовался. В тот же день у сына вдруг началась ветрянка, что очень осложнило реализацию плана. Удивительно, но нашелся по крайней мере один человек, готовый приехать даже так.

А еще в этот день был ритуал намерения в бане. И вот я сидел, смотрел на людей вокруг, ждал своей очереди, и думал о том, что, как бы мы ни были симпатичны, открыты, близки друг другу - между нами все равно непреодолимая пропасть. Экзистенциальное одиночество, ага. Мы соприкасаемся друг с другом на минуты или на десятилетия (а если брать реинкарнацию - то может и на тысячелетия), но все равно твоя жизнь - это не моя жизнь. Они не могут слиться, как не могут два твердых предмета занимать одно место в пространстве.

Разве что... перестать быть твердым? Потерять границы личности, отказаться от себя, от своей отдельной жизни - в обмен на всё. Не открывать (взламывать) другого в тщетной надежде на близость, но быть тем, частью чего являемся и он, и я. Быть не любящим и не любимым, но самой любовью. Так - можно. Я знаю. Цена велика. Всё на всё. Но иначе - как?

Может я псих, но это и стало моим намерением на следующий год. Правда, когда стал его формулировать - "стать любовью", как и любая другая формулировка о себе, категорически не подходила. И тогда я просто вспомнил всех, кого люблю, и пожелал им счастья. Просто так.

Суббота, 30 декабря 2017 21:30

Вообще-то я люблю готовить. Но когда мне приходится готовить что-то мясное - то я как-то сразу очень ясно понимаю, насколько противоестественно лично для меня есть мясо. Видимо, пора возвращаться к вегетарианству.

Суббота, 23 декабря 2017 17:46

Думаю о том, что наша сила - это продолжение нашей слабости. И наоборот.

Девочке все детство пришлось противостоять травле и агрессии. Защитить было некому, да и западло просить о защите. Девочка научилась ставить на место любого, и не силой мускулов, а силой духа. Ее боялись и уважали, лидеры хотели с ней дружить. Девочка выросла, она может едва ли не всё, решает задачи, которые другим не по зубам. Каждого человека видит насквозь, может размазать, может исцелить. Обычно исцеляет. Вот только вскрикивает, если кто-то неожиданно подойдет.

Мальчик не умел общаться. Над ним смеялись, дразнили, издевались, а он только глубже уходил в себя. В тоске своего одиночества сидел часами у окна, смотрел в небо и думал. Постепенно его мысли становились глубокими, под стать небу. Мальчик вырос, стал делиться своими мыслями, теперь его многие знают и многие любят. И вроде бы счастье здесь, но, глядя сквозь запыленное окно в глубину неба, он чувствует все то же бесконечное одиночество.

"Если в детстве у тебя не было велосипеда, а потом ты вырос и купил порше - все равно у тебя в детстве не было велосипеда". И это с одной стороны грустно. А с другой - кем бы ты был, если бы не все, через что провела тебя жизнь? Неизвестно, конечно, но явно не тем, кто ты есть сейчас.

И вот тут, если не дергаться, не бунтовать, не злиться, не искать, что с этим срочно сделать, не проклинать себя и жизнь... В общем, если просто быть с этим, тихо и честно глядеть в этот факт. Тогда приходит смирение. Как кристальная ясность, что с точки зрения жизни в целом для тебя нет добра и зла, хорошего и плохого. Что мир, как большой, всеобщий, так и твой, персональный, всегда находился и находится в равновесии, и любое событие, которое ты считаешь хорошим или плохим, кладет одинаковый вес на обе чаши весов. Даже если вблизи этого и не видно.

И тогда больше нет необходимости что-то менять. А остается лишь выражать себя, такого, какой ты есть, в мире, таком, какой он есть. И смотреть на течение реки событий. Пока свет не погас.

Среда, 20 декабря 2017 17:43

Мне всегда очень нравилась индийская история об ученике, который спросил учителя, что такое майя (иллюзорное существование), а тот в ответ попросил его принести воды. Ученик пришел к ручью, увидел там девушку, влюбился, остался с ней, они построили дом, нарожали детей, жили долго и счастливо, а потом все смыло наводнением, товарищ все потерял, и сам едва выжил. Очнулся один на берегу ручья. А тут как раз подходит учитель и спрашивает: "Куда же ты пропал? Я уже час жду, когда ты принесешь мне воды".

Сегодня я не смог встать утром, вернее, встал и лег обратно, никуда не пошел. Ничего страшного, просто голова болела, насморк, тошнило немного и вообще как-то хреновато. И проспал я так до обеда.

И вот в этом сне я влюбился в двух женщин (поочередно), причем, сильно так, как только во снах бывает, и очень редко в жизни. А потом были разные события, и в какой-то момент я вспомнил про одну из этих влюбленностей, и понял, что не могу вспомнить ее лицо. И вообще не понимаю, было это, или не было. И я стал искать подтверждения, смотреть фотографии, и нашел ее на паре фоток, и все равно не мог понять, как это такая большая и важная часть моей жизни, без которой я себя представить не мог, оказалась забытой.

А потом я встретил их обеих, они были вместе. И одну я помнил, а вторую, ту, забытую - только чувствовал, что это она. Пока она сама передо мной не раскрылась. И я радовался, что они вместе, потому что любил обеих, хотя та, забытая, притягивала меня больше. А потом она ушла, и я прощался с ней, прикасаясь руками через толстую стальную решетку забора. Мне было грустно от того, что она уходит, и радостно от того, что все это правда было.

Кажется, теперь мне понятно, что такое майя. Хотя я так и не знаю, какой из моих снов более правдив.

Вторник, 19 декабря 2017 17:41

Тут Евгений Корчмарек вовлек меня в размышления о природе похоти. Результат выношу из коммента в отдельный пост.

Мне видится там такой слоёный пирог:

1) Подавленное сексуальное желание, без этого похоти не бывает.

2) Из-за подавленного желания - стойкая фрустрация.

3) Фрустрация неизбежно рождает гнев.

4) Гнев направляется на людей противоположного пола, как носителей фрустрации, и проявляется в желании власти и контроля над ними, причем именно в сексуальной сфере.

5) Для этого имитируется сексуальное желание, и делаются прочие вещи, призванные вызвать желание в другом.

Тут красивый парадокс: с одной стороны сексуальное желание правда есть, а с другой - оно имитируется. Потому что во-первых, когда желание подавлено - невозможно различить, есть ли оно прямо сейчас и именно к этому объекту. А во-вторых, проявлять его - значит попадать в уязвимость, а тема и так больная. Поэтому настоящее желание прячется и подменяется суррогатом, который вроде про то же, но - пластмасса)

И по этой же причине похоть никогда не может быть удовлетворена, ведь настоящее желание остается подавленным.

Страница 7 из 77